Наш край
Сайт пра наваколлi Вiцебска
Смотрите в наших фотогалереях! Смотрите в наших фотогалереях! Смотрите в наших фотогалереях!
на главную | карта сайта
гостевая | контакты

КРАЯЗНАЎСТВА
Славутыя мясцiны
Славутыя людзі
Лужасна
Рознае (нарысы)
Клуб "Дзвiна"
Ваеннае краязнаўства 

ТУРЫЗМ
Маршруты
Вандроўкi
Рэкамендацыi
Уражаннi

ЭКАЛОГIЯ
Ахова прыроды
Артыкулы
Методыкi
Календар
Факты батанiцы
Кветкi

ФОТАГАЛЕРЭЯ
Гiст.-культ. славутасцi
Эка славутасцi
Краявiды
Турызм
Кветкi




 

Городище и поселение

Лужасна

Городище и поселение

   На первый взгляд Лужесно - простой, ничем не примечательный поселок в двенадцати километрах от Витебска, каких много на нашей белорусской земле. Но если получше присмотреться к этому населенному пункту, поискать информацию о нем в энциклопедиях, справочниках, художественной литературе, то окажется, что за обычностью и непримечательностью кроется древняя история.
   Впервые в письменных источниках Лужесно упоминается в 1579 году., когда была составлена карта Полоцкого воеводства, где в месте впадения реки Лужеснянки (давшей имя нашему поселку) в Западную Двину, упоминается место Luzesnija. С тех далеких пор до наших дней сохранилось лишь одно доказательство верности сведений карты XVI века - каменная церковь Воздвижения Креста, которая была построена, видимо, еще раньше. Но само собой разумеется, что история Лужесно началась намного раньше первого упоминания, к которому поселок был уже довольно крупным и известным, если он удостоился чести быть упомянутым на карте Великого княжества Литовского. Эту мысль подтверждают материалы археологических раскопок, которые проводились еще в 1879 году и почти сто лет спустя в 1972 и 1974 годах академиком Штыховым.
   В полукилометре на юго-восток от пересечения Ленинградского шоссе и дороги, ведущей к Лужеснянскому сельскохозяйственному техникуму, совсем недалеко от деревни, ученые обнаружили городище и стоянку, датируемые ранним железным веком, а точнее третьей четвертью I тысячелетия нашей эры. О нем в свое время упоминал Сапунов. Городище находилось на холме (местные жители называют его "Гроб-гора") со всех сторон окруженном болотом и было хорошо укреплено двумя подковообразными валами высотой 4-6 метров. Один из которых был на краю овальной площадки у подножия холма, другой на склоне городища. С северной стороны к городищу примыкало поселение. Через него пролегал единственный путь на холм. Это делало невозможным внезапное нападение врага и еще более улучшало оборону городища.
   Археологи датируют городище третьей четвертью первого тысячелетия нашей эры и относят к банцеровской археологической культуре. Используя сведения "Энцыклапедыi археалогii i нумiзматыкi Беларусi" можно предположить, что племя, которое населяло территорию Лужесно в древности, по происхождению было балтским, (хотя ряд археологов считают подобные стоянки славянскими). Племена балтов в древности населяли почти всю территорию Беларуси, но отступили под натиском славян или были ассимилированы ими в более поздний период древней истории.
   Опираясь на материалы "Энцыклапедыi Гісторыі Беларусі", "Збора помнiкау Вiцебская вобласцi" и результаты раскопок, давайте попытаемся представить, каким было городище в пору его существования.
   Основными занятиями населения городища были земледелие и животноводство. Благодаря применению железных орудий труда, изменился характер земледелия. Оно меняет свой "огородный" характер, становится более продуктивным и начинает быть основным занятием населения. Поля обрабатывали следующим образом: на месте, выбранном для сева, вырубали лес. Вырубленные деревья сжигали, а пепел использовали в качестве удобрения. Верхний слой почвы разрыхляли железными мотыгами, затем сеяли зерно и бороновали поле деревянной бороной-"суковаткой". Через несколько лет, когда урожайность снижалась, поле бросали и переходили на другую делянку. Такой способ обработки земли получил название подсечный. Выращивали пшеницу, горох, бобы, вику. Жали железными серпами. От современных они отличались тем, что на лезвиях их не было насечки, небольшими разменами и совсем небольшой вогнутостью. Зерно мололи по разному: балты растирали на каменных зернотерках, славяне каменными жерновами.
   Наряду с земледелием развивалось и животноводство, которое приобретало все большее значение у населения. Судя по остаткам найденных костей на стоянке, люди в данный период разводили прежде всего крупный рогатый скот. Охота и рыболовство имели вспомогательный характер.
   Жители поселения также занимались добычей и обработкой железа, бронзы, гончарством, обработкой дерева, кости.
   Появление железных орудий труда изменили не только характер обработки земли. Изменения происходят и в обществе. Появилась возможность накапливать внутри рода большие материальные ценности (в виде драгоценностей, продуктов, скота, орудий труда), что привело к появлению бедных и богатых общин, племен, что в свою очередь повлекло за собой целую череду постоянных военных столкновений между ними.
   Этим и объясняется характер поселения. Основным типом их становятся укрепленные поселения. первоначально они огораживались только деревянной стеной, потом стали выкапываться глубокие рвы, насыпаться вал и т.д. Поселение в Лужесно - типично для всей банцеровской культуры: открытое поселение на покатом возвышении в пойме реки, дополнительно укрепленное земляными валами. Поселения такого типа становились городищами-укреплениями и часто возникали на месте более ранних поселений. Примерно такое же по типу находится возле деревни Дреколье. Местные жители называют это место "Церковище".
   Жилища в городище были двух типов: наземные и полуземлянки. Последние обычно были в виде сруба из бревен (толщиной 0,25-0,3 м) в котором нижние венцы углублялись в землю на 50 - 80 сантиметров, а наземные же имели столбовую конструкцию. Но оба типа жилищ были очень маленькими для коллектива, проживавшего в них- от 7 до 20 м , т.к. жили в те времена люди еще не семьями, а родами - то есть большими группами людей.
   Внутри жилища, как правило в дальнем от входа углу, находилась печь-каменка у которой обогревались и готовили пищу. Огонь был символом жизни, его поддерживали на протяжении всех суток, на нем приносили жертвы богам и духам, чтобы задобрить их, попросить хорошего урожая и удачной охоты. Возле домов находились ямы-хранилища, которые были в пользовании всего рода.
   Когда человек умирал, его тело сжигали и после этого очищенные от костра кости клали в специальные погребальные урны, которые захоранивали в курганных могильниках. Возможно в таких, как те, что находятся возле деревень Боровляны или Прудники.
   Найденные при раскопках предметы свидетельствуют о довольно высоком уровне развития материальной и духовной культуры. Глиняная посуда и пряслица свидетельствуют о развитии гончарства и ткачества.. Находки железных серпов, ножей .подтверждают развитие и кузнечного дела. Причем уровень его был весьма высок. Такой вывод можно сделать по найденным медной трапециевидной подвеске, украшенной орнаментом и бронзовому пинцету, ведь эти предметы не являются предметами первой необходимости и вещи такого рода появляются у людей при достаточно высоком уровне развития ремесла. Конечно, возможно подвески были обменены или куплены по прихоти какой-нибудь местной красавицы (городище находится недалеко от Западной Двины, по которой проходил путь "Из варяг в греки"), но пинцет - это не роскошь, он необходим для работы. Все это говорит о том, что и тысячу лет назад, люди ценили красоту, были не безразличны к внешнему виду предметов.
   К сожалению, по найденным предмета не возможно сказать, что случилось с людьми, жившими в городище. Какой была их судьба ? Почему поселение было брошено и куда исчезли сами поселенцы ? Обо всем этом можно только догадываться. Но и то, что мы знаем - немало. Особенно в наше время, когда мы обратили наконец свое внимание на историю нашей страны и своего народа.. Ведь наша история была очень богата на события, но время, войны и человеческое безразличие многое стерли с лица земли и памяти людей. Безусловно важно изучение и всемирной истории, но ведь она и состоит из истории отдельных стран, городов, деревень. И изучая историю своего края, мы изучаем тем самым и истории всего мира.                                                                                                                                                                        


назадуверхда хаты